Внутренние нормативные акты

                                                                                                                                                УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБУ «КЦСОН»
№13-1 от «15» февраля 2016 года

                                                                      ПОЛОЖЕНИЕ

об отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения » Башмаковского района Пензенской области.

1.Общие положения

1. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (далее — Отделение) является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Башмаковского района Пензенской области (далее — КЦСОН, поставщик социальных услуг).
2. Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора учреждения по согласованию с учредителем Управлением социальной защиты населения Администрации Башмаковского района (далее – Учредитель).
3. Отделение создается для предоставления социальных услуг на дому гражданам, признанным в установленном порядке, нуждающимися в социальном обслуживании (далее — получатели социальных услуг):
граждане пожилого возраста (мужчины — старше 60 лет, женщины — старше 55 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности;
иные категории граждан, признанные нуждающимися в социальном обслуживании на дому в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктами 2-7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
4. Отделение в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пензенской области, стандартами в сфере социального обслуживания, нормативными правовыми актами Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, Уставом КЦСОН, приказами директора учреждения и настоящим Положением.
5. Полное наименование Отделения — Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (далее Отделение).
6. Структура и штатная численность Отделения утверждается приказом директора учреждения по согласованию с Учредителем.
7. Отделением руководит заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора учреждения.
8.Отделение выполняет показатели, характеризующие объем и качество государственной услуги, установленной государственным заданием.
9. Социальные услуги, оказываемые отделением, предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа), и условиями договоров о предоставлении социальных услуг, заключаемых между гражданами или их законными представителями и учреждением (далее – договор о предоставлении социальных услуг) в соответствии с действующим законодательством.
10. Деятельность Отделения строится на сотрудничестве с различными государственными и иными учреждениями различных форм собственности, общественными, благотворительными, религиозными организациями, объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
11. Администрация учреждения осуществляет координацию деятельности Отделения и оказывает ему организационно-методическую и практическую помощь, а также осуществляет контроль его деятельности.
12. Режим работы Отделения определяется Правилами внутреннего трудового распорядка работников учреждения.
13. Каждый сотрудник Отделения в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к его специальности, должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
14. Работники Отделения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, соблюдать Кодекс этики и служебного (антикоррупционного) поведения сотрудников КЦСОН.
15. При оказании услуг работники Отделения должны проявлять к получателям социальных услуг максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
16. Деятельность Отделения организуется в соответствии с перспективным планом работы. Контроль за выполнением предусмотренных планами работы мероприятий осуществляет заведующий отделением.

                             2. Основные цели и направления деятельности

1. Основными целями деятельности Отделения являются оказание помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении условий жизнедеятельности, социального положения, а также психологического статуса граждан, указанных в пункте 3 раздела 1 настоящего Положения.
3. К основным направлениям Деятельности Отделения относятся:
выявление совместно с государственными и муниципальными органами здравоохранения, внутренних дел, занятости и др.), общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учет;
участие в формировании регистра получателей социальных услуг;
определение конкретных форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию и материально-бытового положения;
предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических и иных услуг получателям социальных услуг в соответствии с их индивидуальной нуждаемостью;
внедрение в практику новых более эффективных методов работы в сфере социального обслуживания населения;
привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании и координация их деятельности в этом направлении;
осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников отделения.

3. Организация деятельности отделения

1. Отделение предназначено для социального обслуживания и оказания доврачебной помощи в надомных условиях гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности.
2. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг в объемах, определенных перечнем социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Пензенской области № 625-пП от 10 ноября 2015 года «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Пензенской области» (с последующими изменениями), предоставляемых муниципальным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения ».
3. Отделение обеспечивает предоставление социальных услуг по месту проживания получателей социальных услуг.
4. При определении территории обслуживания и графика работы социальных работников учитывается необходимая частота посещений обслуживаемых получателей социальных услуг, характер и количество оказываемых услуг, компактность проживания, степень развития на территории обслуживания сети организаций торговли, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, а также транспортных услуг.
5. Деятельность Отделения строится на сотрудничестве со структурными Отделениями КЦСОН, сельскими администрациями, Управлением социальной защиты населения (УСЗН), органами и учреждениями, здравоохранения, внутренних дел, МФЦ, религиозными, общественными и другими организациями.

4. Порядок зачисления и снятия с обслуживания граждан

1. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина (или его законного представителя) о предоставлении услуг в Отделения, либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в УСЗН, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
2. В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому, УСЗН составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг — обязательный.
3. При обращении в Отделение получатель социальных услуг (законный представитель) заполняет заявление о предоставлении социальных услуг по установленной форме.
4. К заявлению о предоставлении социальных услуг прилагаются следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг:
паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — для граждан Российской Федерации;
паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, — для иностранных граждан;
документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, — для лиц без гражданства;
удостоверение беженца — для беженцев.
2) документ о месте жительства и (или) пребывания, сведения о фактическом проживании получателя социальных услуг;
3) индивидуальную программу предоставления социальных услуг;
4) справку медико-социальной экспертизы и индивидуальную программу реабилитации (для инвалидов, в том числе детей-инвалидов);
5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии);
6) справку о составе семьи получателя социальных услуг, выданную организацией, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений по месту жительства, либо выписку из домовой книги с указанием степени родства и даты рождения каждого члена семьи (за исключением несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов);
7) документы (сведения) о наличии (отсутствии) доходов получателя социальных услуг и членов его семьи или одиноко проживающего получателя социальных услуг, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (за исключением несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов);
9) документы (сведения) о принадлежащем получателю социальных услуг и членам его семьи или одиноко проживающему получателю социальных услуг имуществе на праве собственности (за исключением несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов);
10) согласие на обработку персональных данных.
5. На каждого получателя социальных услуг оформляется личное дело, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Пензенской области.
6. Основаниями для отказа в приеме документов, представленных получателем социальных услуг (его законным представителем), являются:
1) представление неполного комплекта документов;
2) несоответствие формы социального обслуживания и видов социальных услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг, форме социального обслуживания и видам социальных услуг, предусмотренным индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
7. В течение суток с даты представления получателем социальных услуг (законным представителем) индивидуальной программы предоставления социальных услуг учреждение заключает с получателем социальных услуг (законным представителем) договор о предоставлении социальных услуг. Договор составляется в двух экземплярах, для каждой из сторон.
Зачисление на обслуживание в отделение производится на основании приказа директора.
8. При заключении договора получатели социальных услуг или их законные представители должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг, правилами внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно.
9. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.
10. Социальные услуги, входящие в перечень услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Пензенской области предоставляются бесплатно:
1) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
3) если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Пензенской области.
11. Предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается в размере полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области для основных социально-демографических групп населения, действующего на день обращения гражданина за предоставлением социальных услуг.
12. Социальные услуги предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную законом Пензенской области.
13. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной законом Пензенской области, для получения социальных услуг бесплатно.
14. Решение об изменении условий оплаты социальных услуг и размера взимаемой платы за социальные услуги принимается учреждением при изменении среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Пензенской области, в течение 10 рабочих дней с момента получения документов, подтверждающих изменение обстоятельств, влияющих на условия оплаты социальных услуг, либо вступления в силу закона Пензенской области, изменяющего предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, соответственно.
15. Плата за предоставление социальных услуг производится в порядке и в сроки, установленные договором о предоставлении социальных услуг.
16. Виды и объем дополнительных социальных услуг, предоставляемых получателю социальных услуг, указываются в договоре.
17. Получатель социальных услуг или его законный представитель имеет право отказаться от социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
18. Предоставление социальных услуг прекращается:
-по письменному заявлению получателя социальных услуг (его представителя);
-по истечении срока действия договора о предоставлении социальных услуг и (или) по окончанию срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
-нарушение получателем социальных услуг условий, предусмотренных договором о социальном обслуживании;
-в случае смерти получателя социальных услуг, признания получателя социальных услуг по решению суда безвестно отсутствующим или умершим;
-в случае ликвидации поставщика социальных услуг;
по иным основаниям, предусмотренным договором о предоставлении социальных услуг и Правилами внутреннего распорядка получателей социальных услуг в отделении.
19. Качественное предоставление социальных услуг заключается в полном и своевременном удовлетворении нужд и потребностей получателей социальных услуг в решении социально-бытовых, социально-психологических, социально-медицинских, социально-правовых проблем в целях создания им благоприятных условий жизни.
20. Результат посещения и факт оказания социальной услуги фиксируется социальным работником в Дневнике социального работника.
21. Учет получателей социальных услуг и оказанных им социальных услуг производится в автоматизированных программах.
22. Снятие получателя социальных услуг с социального обслуживания на дому на время стационарного лечения в медицинском или другом учреждении производится на основании письменного заявления получателя социальных услуг или его законного представителя о временном отказе в предоставлении социальных услуг путем проставления соответствующей визы на заявлении.
23. Заведующий отделением вправе производить, в случае необходимости, замену социального работника, предоставляющего социальные услуги на дому.
24. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет учреждения и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания, стимулирование труда работников учреждения и другие цели.

5. Контроль за предоставлением социальных услуг

1.Контроль качества социального обслуживания в Отделении, сроков оказания социальных услуг в соответствии с государственными стандартами осуществляется специалистом по социальной работе, заведующим Отделением, директором учреждения.
2.Проведение проверок внутреннего контроля может носить как плановый характер, так и внеплановый характер, результаты проверки фиксируются в журнале.

6. Права и обязанности отделения

1. Отделение имеет право:
1) представлять интересы получателей социальных услуг в различных инстанциях от имени и по поручению администрации КЦСОН;
2) запрашивать от получателей социальных услуг информацию и документы, необходимые для организации работы по решению их социальных проблем, в соответствии с законодательством;
3) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, или Правил внутреннего распорядка получателей социальных услуг в Отделении;
4) привлекать для реализации целей своей деятельности граждан и юридических лиц;
5) вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию работы отделения;
6) разрабатывать и внедрять в практику новые формы социального обслуживания, комплексные и целевые программы с использованием отечественного и зарубежного передового опыта.
2. Сотрудники Отделения не имеют права:
1) Применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.
2) Разглашать информацию о получателях социальных услуг, ставшую известной в связи с исполнением должностных обязанностей.
3) Совершать действия, влекущие за собой причинение ущерба учреждению и приводящих к подрыву его деловой репутации.

5. Ответственность.

1. Отделение несет ответственность:
1) за несвоевременное рассмотрение документов, связанных с предоставлением социальных услуг или за немотивированный отказ в предоставлении социальных услуг;
2) за качество предоставляемых социальных услуг.
2. Всю полноту ответственности за организацию и выполнение задач и функций Отделения, предусмотренных настоящим положением, несет заведующий отделением. Степень ответственности определяется должностными инструкциями.
3. Сотрудники Отделения несут ответственность за несоблюдение конфиденциальности в соответствии с законодательством Российской Федерации.